Матерный обзор: Warhammer 40000: Darktide
Deadgaer написал 5 декабря 2023 г. в Игры
Служите Императору - и вы, возможно, умрете.
Не служите Императору - и вы наверняка умрете.
Инквизиция. Нам нравится делать ваш выбор проще.
Не могу сказать, что на рынке кооперативных игр какой-то застой. В целом, хватает проектов и продуктов, которые можно осилить на двоих-троих с братюнями, словив в процессе прохождения игры пару тонн смехуечков и получив определенное количество эндорфинов. Например, уже обласканная мною Grim Dawn имеет кооперативный режим, Deep Rock Galactic покоряет галактику, а Vermintide абсолютно бесстыдно эксплуатирует схему Left 4 Dead. Но вот ситуация с играми по любимому огромным количеством фанатов Warhammer 40k диаметрально противоположная - хороших игр с гулькин хуй и большая их часть стратегии. Аданака те самые люди, которые в душе не ебу какими правдами и неправдами выгрызли у Games Workshop права на создание игры по вселенной Warhammer Fantasy Battles (скорее всего по причине того, что на эту вселенную GW похуй начиная с момента перезапуска этой вселенной в Эру Сигмара), внезапно выкатили ну не самый дурной Vermintide 1 и 2, который наверно даже как-то окупился, потому что GW видимо посчитало их достойными и выдало права на WH40k - самую гримдарковую вселенную эвар. Парни эти из конторы под названием “Fatshark” поднапряглись и сделали то, что умеют - старый добрый верминтайд во вселенной Warhammer 40k.
Что?
В базе игра есть кооперативный шутан на 4 человека, можно меньше, нельзя больше, сессионного формата - ходишь, выполняешь миссии, зарабатываешь баблишечко, одеваешь персонажика, коих числом 4 на текущий момент, радоваешься жизни. Согласно сюжету предстоит воевать с культистами сил Хаоса, а более конкретно - бога здоровья и гигиены Нургла.
Это шутка для посвященных, потому что Нургл - бог гниения и болезней, смерти, безысходности и тд, его последователи - заживо гниющие куски мяса, истекающие всеми биологическими жидкостями (и некоторой частью небиологических) из самых разных отверстий. При всей отвратности внешнего вида, последователи Дедушки Нургла, как ласково называют его те, кому он нравится, на удивление жизнерадостны и сцуко живучи как Росомаха и Дэдпул в одном флаконе, а те, кто удостоился благословений от Дедули вообще могут регенерировать из состояния “лужа гнили и дерьма” до обратно таки гнилого, но вполне активного деятеля.
Собстна, игра начнется в тюремном корабле, где нашего героя и завербуют в ряды Инквизиции в качестве пушечного мяса и отправят воевать с культистами. Культисты на удивление хорошо обучены и крайне многочисленны и в целом игровой процесс хоть и имеет максимум схожести с Vernimtide, все же немношка отличается, к чему я вернусь в разделе про гейплей. А пока по устоявшейся традиции, пойдем по порядку, помолясь.
Визуал
При технологическом несовершенстве картинки (да, сцуко не блещет, местами даже совсем не блещет) дизайн и цветовая гамма (но в основном дизайн локаций) - ахуенен. Сразу видно, что люди, которые это рисовали, упарывались артами по вархе со страшной силой. Я первое время постоянно ловил себя на том, что с отвалившимся ебалом вмыкаю в огромную аквилу на стене или изучаю архитектуру ахуевшего собора, а миссии в Архивуме - это бля чистый ахуй, очень все красиво, масштабно, аутентично. Именно так ты и представляешь себе виды города-улья, когда, например, читаешь про похождения инквизитора Эйзенхорна (ну или любое другое печатное чтиво по вархе) и это круто. Для незнакомых с вархой людей выглядеть не настолько впечатляюще, но все еще красиво. Мест, где придется погулять, более одного и у каждого свой стиль, тут разрабы подошли с душой и кайфом.
Но не без ложки дерьма в этой всей истории. Оптимизация у игры все похрамывает, особенно когда на тебя выскакивает очередная орда смертников в туманной локации, количество частиц нахуй укладывает на лопатки даже мою уже не такую и хорошую в текущих реалиях RTX3060 на обе лопатки, дропая фреймы до 10 в лучшем случае. Но выглядит хорошо. Хуй поспоришь, и качественно, и аутентично.
Про анимации сказать нечего - они есть и глаз не режут, что очень хорошо, каких-то заметных косяков я не обнаружил, не считая классических коллизий игрового движка, которые иногда замечаешь в кадре, но эти случаи редкие и практически незаметные. В игре вообще на удивление неплохое техническое состояние - мало багов, я не поймал ни одного вылета за 200+ часов.
Аудиал
Ооооо ебать ну тут просто мое почтение. Я хуй знает как правильно называется этот стиль музыки, но как же он волшебно звучит! Это что-то похожее на синтвейв, но с нотами органа, пафоса и такой эпичности, что от одной только темы в стартовом ролике (который прокрутят после завершения обучения) даже мурашки бегут хуярить врагов Империума. Музыка подается очень дозированно, крайне точно подходя к происходящему на экране, местами даже недотягивая до геймплея, чтобы развернутся на всю катушку ближе к концу миссии, когда удовольствие и эмоциональный накал будет максимальным. Вобщем, музыка крайне хорошая-годная и знатно цепляет.
Озвучка диалогов так же на высоте. В процессе миссии персонажи почти постоянно пиздят не затыкаясь комментируя происходящее между боевыми сценами и обмениваются инфой между собой в бою. Второе, кста, рождает довольно прикольные ситуации, когда персонаж такой “Снайпер!”, а ты в душе не ебешь где эта мразь притаилась и начинаешь этого снайпера судорожно высматривать. Оче круто, голоса подобраны хорошо и отыгрывают на все деньги, абсолютно не режут слух и вообще голосов по нескольку вариантов. И характеров персонажей тоже, кстати, в зависимости от голоса, персонаж может реагировать иначе на какие-то события или диалоги. Хотя от некоторых акцентов и голосов меня просто выворачивает, я не могу отрицать, что все они выполнены на крайне высоком уровне. Диалоги зачастую вообще несут тонны шуток для посвященных, из-за чего я порой начинал истерично хохотать прям во время игры. Потом, конечно, приедается, но все еще не мешают и доставляют удовольствие.
Звуки игры тоже крайне круты. Тут очень дохуя звуковых маркеров для атак и приближения специальных противников, что позволяет в неистовой каше визуального восприятия, где видно примерно хуй да нихуя, на слух понимать, что сейчас произойдет - ебанет взрывун-камиказде, ловушечник взвел свою ебаную сетку или огнеметчик расчехил свое стреляло. У каждого свой звук, который не теряется в общей звуковой картине боя. Звуки же оружия у меня оставили двоякое впечатление. С одной стороны, послушать как хуярит болтер - это отдельный вид кайфа, потому что его громыхание, наложенное на его импакт (а противники от попаданий из болтера разлетаются ахуенными фонтанами крови, дерьма и опарышей) дает просто оргазм. С другой стороны - блядь опять лазеры пиу-пиу, невнятная плазма (хотя с патчем чутка поправили) и какие-то странные звуки у местного колдуна-псайкера и пулевое оружие тоже хорошо звучит только в половине случаев. И вроде как жить и не мешает, но и чтобы прям оргазмировать тоже не всегда получается.
Геймплей
Нуштош, самый важный аспект игры, как всегда, разберем в самую последнюю очередь и поподробненько. Впрочем, если вы играли в Vermintide, альбо все же потрогали в свое время легендарный Left 4 Dead, то понимание у вас есть. Четыре распиздяя бегут по миссиям, выполняя несложные задачи и отстреливая тонны мяса по пути, периодически падая, поднимаясь, матерясь на союзников и судорожно собирая боеприпасы и расходники. Среди врагов естественно есть хитровыебанные специалисты, основная задача которых - доставить максимум боли и неудобства в игре. Из-за того, что сеттинг игры - гримдарковое космофентези далекого сорокового тысячелетия в будущем, упора на дальнобойный огнестрел больше и стрельбы соответственно тоже больше. Вообще я хотел бы отметить очень качественную проработку деталей вселенной в целом, разрабы постарались воткнуть в игру знаковые пушки типа цепных и силовых мечей, болтеров и плазмаганов, но… тут как всегда, хотели как лучше, а получилось так что лучше бы и не получалось.
Арсенал в игре действительно разнообразный и аутентичный. Да, несколько разнится в зависимости от персонажей, например, только ветеран может использовать плазму, только изувер-фанатик владеет таинством стрельбы из огнемета и опиздюливания силовым молотом, только колдун-псайкер умеет пользоватся дуэльными мечами и ахуенно, нет, даже невротебательски дорогим психосиловым оружием, а огрин в принципе использует только специальное огринское оружие, потому что он, ну, огрин, а огрин большой. И сильный. Цепные мечи делают быр-быр-быр, плазма ебашит почти ваншотом всего живого на средних сложностях, болтер вообще был имбой, пока ему не понерфили в салат скорость изготовки к стрельбе и перезарядки, ну и так далее. Оружие, повторюсь, очень аутентично по внешнему виду и описанию, что любого вахафага порадует. Я с кайфом использовал весь представленный арсенал, перепробовав все образцы вооружения на всех персонажах и теперь сука внимание вопрос (и жопоболь): да какого ж четыреждыблядского хуя имбой в этой игре является самый обычный блядь топор и самый обычный пулевой автомат??? У вас ебаные плазмоганы в руках, силовые мечи, которые ваще нахуй броню аннигилировать должны, громовой молот ударом танк ухуярить может, но нееееееет, хуюшки тебе, мятный пряник, так игра слишком простая будет, вот тебе чел в броне, которого заряженным ударом молотка надо ебашить два-три удара, хотя он после первого должен был в фарш нахуй превратится. Баланс оружия откровенно странный, я понимаю, что игровая условность и вчерашний зэк-колдун идет на миссию, неся снаряги в целом на нехуевые апартаменты в неплохом районе, но не понимаю, например, какого лешего под тугой струей пламени культисты не то что не горят, но даже и не паникуют особо, что делает огнемет настолько узкоспециализированным оружием, что проще носить автомат, который в игре закрывает больше кейсов. И нет, не поймите неправильно, большая часть оружия вполне играбельна, я набегал достаточно и с молотом, который всеобще порицается, и с огнеметом, и с лазерными карабинами - все эти пушки вполне играбельны, но требуют привычки к своим паттернам и могут потребовать больше скила и более сыгранной команды для того, чтобы делать то, для чего они собственно в игре существуют.
Как пример, в игре есть дробовики, которые ну прям совсем хуево справляются со своей задачей нанесения урона на ближней дистанции, потому как если противник подошел на ближнюю дистанцию, то выгоднее уж взять в руки рубило и отоварить, потому что это а) не тратит патроны и б) дает возможность блока атак оппонентов, что повышает выживаемость. Однако если в десяти шагах стоит семь стрелков, то уж лучше проредить их ебальники с защищенной позиции, быстро свитчанувшись на дробаш, чем пытаться лезть с шашкой наголо на пулеметы. С резкими собаками примерно такая же картина. Очень многое оружие требует понимания позиционирования и принципов своей работы, а посему узкоспециализированно и требует привычки. Однако в целом юзабельно, просто будет посложнее, чем с условной метой.
Брони в игре как таковой нет, а зря, но нет и нет, и хер с ней, вместо нее есть тринкеты-висюльки, которые дают небольшие бусты защиты и выживаемости. Вообще выживаемость и толщину персонажей забустить как-то довольно сложно, она либо есть, как у огрина, либо нету, как у псайкера и лучший способ защиты - не получать пиздачей, что в реалиях игры сделать сложно, если урона у персонажа недостаточно, да и даже если достаточно, принцип “миллиард бомжей лезут отовсюду” разрабы считают синонимом слова “интересно”, поэтому никто и никогда не может быть защищен в этой игре от того, что прям на голову ебнется очередной чмоня и даст старых добрых по ебалу.
Может показаться, что я игру ругаю, но нет, игровой процесс до ужаса аддиктивен. Первое время тебя ведет желание прокачать перса, чтобы открыть и перепробовать все пушки, потом идешь на повышенные сложности, где игра становится реально потной, а потом как-то неожиданно втягиваешься и ловишь себя на том, что на тренировочном полигоне сравниваешь два одинаковых в целом, но разных в деталях билда с целью найти более оптимальное сочетание перков для вынесения еретиков вперед ногами. Да, в игре тонна шероховатостей, но для того, чтобы вечерком с друганами погонять по сетке во что-то ненапряжное, она заходит идеально. Игра не заставляет тебя скучать, постоянно подкидывая новых врагов - вот тебе толпа дробашистов, справились? Держи серию мутантов, толпу и в разгар толпы к тебе подкрадется какая-то взрывающаяся блядь, а сверху полирнем это ахулиардом стрелков, и ты падаешь, потому что чего уж точно не ожидал - так это босса, который вышел показать, почему вам тут не рады. Это весело. Реально.
Игровой процесс в целом прост и понятен. Есть миссия в локации, на локации толпы врага, надо сделать “А” и свалить обратно на свою базу. “А”, естественно, находится на другом конце локации, куда надо дойти пешочком, пробиваясь через тонны мяса. В тоннах мяса часто мелькают более специализированные юниты, которые делают грязь, например, ловушечник может поймать персонажа в сетку и без посторонней помощи ты уже оттуда хуй выберешься, собаки примерно с таким же результатом копируют хантера из “L4D”, взрывуны-камиказде хотят подойти и взорватся, пробив всю защиту, ебаные пулеметчики не дают жить, поливая игроков потоками пуль, а снайпер где-то крысит, чтобы в самый сука неудобный момент сделать свой выстрел и положить персонажа. С другой стороны - все эти моменты успешно контрятся, и развивают умение правильно расставлять приоритеты целей, чему сильно способствует звуковое сопровождение, а также учат даже в самом сердце рукопашного замеса резко переключатся на дальнобойное оружие, чтобы снять стрелка или пиздануть сутулую псину. В игре странным образом сочетается командная и соло игра. С одной стороны, команда всегда сильнее одиночки, о чем даже прямо говорит командная аура “Сплоченость”, в радиусе которой восстанавливаются щиты и работают специализированные ауры персонажей, с другой стороны, надо всегда быть готовым к тому, что все легли и тащить дальше придется в одну каску. Да, ситуация, когда ты остался один, ваще не редкость, особенно с рандомами. По классике, сперва персонаж падает без сил и его надо похлопать по спине, чтобы он поднялся, а если похлопать не успеваешь и союзник таки отдал Императору душу, то далее по локации его можно спасти из плена культистов, после чего он, союзник, вернется в бой. Впрочем, особо антисоциальным личностям-задротам будет приятно, я думаю, узнать, что в целом можно никого и не возрождать и закончить миссию соляного, никаких штрафов за это не будет. Миссии стараются быть разнообразными, у некоторых даже получается, но не всегда. Зато всегда ключом к победе является убийство всего живого чем скорее, тем лучше. В вопросе количества миссий игра не дает скучать, потому что их много и они на разных локациях, что зело радует глаз, ротация так же присутствует. И еще, чтобы жизнь медом не казалась, есть модификаторы сложности для миссий, которые добавляют перчику - каково, например, пройти миссию в полной темноте, где видно на два метра вперед, с увеличенным количеством собак и без пополнения боеприпасов? А мы вот прошли всего лишь с третьего трая и были весьма горды результатом!
На сложности три и выше на карте практически всегда есть демонхост - этакий местный аналог ведьмы из L4D, быстрая и резкая как понос паскуда, которая делает нихуй, пока ее не стриггеришь. А когда стриггеришь, этот самый демонхост резко начинает опиздюливать того, кто посмел нарушить его покой, чтобы потом высосать его душу нахуй. Поднятый демонхост, если партия не успевает его завалить, насмерть кладет двух игроков и исчезает. Лайфхак номер раз - демонхост всегда исчезает, когда мертво два персонажа из четырех (упавшие считаются как активные игроки!), так что при наличии только половины команды его смело можно трогать, и лайфхак номер два - демонхост элементарно выносится в одну калитку при наличии в пачке огрина со щитом: огрин триггерит на себя демонхоста и стоит в блоке, пока все остальные адово вваливают демонхосту старых добрых по ебалу - демонхост не меняет цель, если на кого-то уже накинулся.
Однако и поругать есть за что, даже с точки зрения геймдизайна. Миллиарды бомжей - это не прикольно. Очень часто игра ставит раком именно в вопросе баланса. Когда на тебя выползает десять закованных в тяжелую броню противников - ты не кайфуешь, потому что в душе не ебешь, что с ними делать, ведь твой билд - сука под вырезание стрелков, а тиммейты, которые должны были тебя засейвить в такой ситуации, были фатально покусаны собаками и постукаты молотками. И вот ты и рад бы засейвить катку, потому что кроме этих бронированных пидоргов проблем вроде как и нет, однако такой возможности у тебя нет, потому что твоя лазерная зажигалка броню не берет от слова вообще. И такие ситуации бывают тем чаще, чем выше сложность миссий. Сложностей всего пять, к слову, от легкой прогулки с целью посмотреть достопримечательности до ебаного ада говна, которое льется на тебя со всех сторон. Как результат - в игре дичайше роляют билды универсальных специалистов, способных закрыть любой кейс в одну калитку. Не потому, что всем хочется быть героями, а потому, что ситуация “ты остался один, а врагов еще две сотни” - это объективная реальность. Особенно в быстрой игре с рандомами.
Буквально с месяц назад Fatshark выкатили патч, который добавил более ветвистые деревья навыков каждому из персонажей, в которых можно выбрать, какими гранатами будет кидатся перс, какая у него будет ульта, аура и тд. И это ахуенно хорошо звучало на бумаге. Вроде как вот есть теперь возможность саппорта, контроля, псайкер-колдун молниями способен хуярить двести человек, держа их в стане, изувер ультуя неистово бафает команду, и станит противников, и вроде как все настолько заебись, что теперь ты можешь выполнять разные роли в команде, игра на команду… и как обычно, хорошо это звучит только на бумаге. Впрочем, к теме билдов, возможно, я вернусь после, если будет настроение, там бомбежа и токсичности будет не просто много, а дохуя как много. Потому как баланса в этой истории нет, что усугубляется тем, что фатшарки, суки такие, во-первых - нихуя не дают цифр, во-вторых - их описания навыков имеют блядь понятия, которые в игре нигде не поясняются, в-третьих - описания бывает что либо заведомо ложны, либо сцуко ошибочны из-за перевода.
И все же. Несмотря на. Все же - игра получилась заебца. Ее действительно приятно гонять по вечерам. Она дает как легкий челлендж на средней сложности для рядовых подпивковичей, так и наваливает хардкору на высоких сложностях. Она красивая, реально красивая. Ну и в целом - просто приятная стрелялка, где можно неплохо провести время с корешами.
Итог
Как мог, игру разобрал. Весело ли в нее играть? Более чем. Есть проблемы? Да, есть, но они проявятся по большому счету на высоких уровнях сложности. Работоспособна ли она? Более чем. Стоит ли играть? Если вы фанат вархаммера, я уверен, что уже поиграли и составили свое мнение. Если нет и об игре впервые слышите, у вас есть пара-тройка друзей, которые тоже не прочь - рекомендую попробовать.
Оценка: пять сожженных еретиков из семи.
Вердикт: отличное кооперативное сессионное развлечение для вечера с друзьями.
Больше новостей в нашем телеграм-канале.